Каплевич Павел Михайлович (род. 19.03.1959, Туапсе, Краснодарский край) — театральный художник, продюсер театра и кино. Заслуженный деятель искусств РФ (2007).
В 1980 окончил актёрский факультет Школы-студии МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко.
После непродолжительной работы актёром в Ленинградском ТЮЗе начал рисовать и сменил сферу деятельности. Спец. худ. образования не получил.
В 1990-е активно сотрудничает с реж. В. Мирзоевым: 1988 — «Полуденный раздел» П. Клоделя, Творческие мастерские СТД; «Фрекен Жюли» А. Стриндберга, совм. с Б. Шаповаловым, Творческие мастерские СТД; 1989 — «Тлеющие угли» С. Беккета, костюмы, Московский театр кукол; «Возможности «А» Н. Баркера, Творческие мастерские СТД; 1990 — «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Экуити Шоу Кейс», Торонто; 1994 — «Женитьба» Н. В. Гоголя, совм. с Д. Алексеевым, Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; «Кто сильней», «Пария» по пьесам А. Стриндберга, Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; 1996 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира, совм. с Е. Панфиловой, худ. В. Ковальчук (Канада), Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; «Хлестаков», по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; 1997 — «В поисках чудесного», балет-опера, посвященная кругу идей Георгия Гурджиева, костюмы, Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; «Голуби» Михаила Угарова, костюмы, Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; «Тот этот свет» А. Казанцева, костюмы, Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; 1998 — «Амфитрион» Ж. Мольера, Театр им. Е. Вахтангова; "Две женщины", сценическая версия комедии И.С. Тургенева "Месяц в деревне", совм. с Д. Алексеевым, театр Ленком; 1999 – «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, совм. с Е. Панфиловой, худ. В. Ковальчук (Канада), Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; 2000 — «Коллекция Пинтера», по пьесе Г. Пинтера «Коллекция», Театральное агентство «Арт-мост»; «Миллионерша» Б. Шоу, костюмы, худ. А. Коженкова, Независимый театральный проект); 2001 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, костюмы, худ. А. Коженкова, Театр им Е. Вахтангова;
Работы Каплевича над костюмом отличаются изобретательностью стилевых фантазий, силуэтов и покроев, часто на стыке театрального костюма и модной одежды, в постановках В. Мирзоева абсолютно отрицающих традиционный облик героев хрестоматийных пьес, использованием капрона, лилового шелка, кремовых кружев, балахонов цвета "само", отсылающих к одеяниям тибетских монахов, пристрастием одевать мужчин в длинные "платья"; в «Борисе Годунове» (2007) применил инновационный авторский метод с «пророщенными («живыми») тканями», в к-рых из одной материи тянутся нити другого цвета или фактуры; в «Щелкунчик. Опера» (2014) костюмы, словно шкатулки с секретом, превращаются один в другой; платье становится веером, жилет — крыльями. В декорациях Каплевич также далёк от традиционализма: в "Горе от ума" (1998) арт-дизайн сцен. пространства сочинён в духе стиля барокко декоратора П. ди Гонзага: «В глубине сцены перед зрителями (давно не видевшими ничего подобного на совр. росс. сцене) предстала устремленная вверх композиция на тему гонзаговской росписи плафона Павловского дворца. На фоне этой, потрясающей своим великолепием декорационной визии художник выстроил галерею с нарядной балюстрадой, а по бокам – виражи торжественно спускавшихся с неё на планшет парадных лестниц. Из лестниц причудливых и «вневременных» очертаний, аркад и колонн, в к-рых проглядывало величие античных форм, но полуразрушенных и недостроенных, состояла и декорация К. к спектаклю "Маскарад" (2000).
Осн. театральные работы: 1987 - «Елизавета Бам на Ёлке у Ивановых» по пьесам Д. Хармса и А. А. Введенского, костюмы, реж. Р. Козак, худ. В. Кононенко, Театр-студия «Человек»; 1990 - «Маскарад» М. Лермонтова, реж. Р. Козак, театр «Пятая студия МХАТ»; «Калигула» А. Камю, костюмы, реж. П. Фоменко, худ. Э. Стенберг, Театр им. Моссовета; 1991 — «Государь ты наш, батюшка…», сцены из пьесы Фридриха Горенштейна «Детоубийца», костюмы, реж. П. Фоменко, худ. М. Данилова, Театр им. Е. Вахтангова; 1993 — «N (Нижинский)» А. Бурыкина, Театральное Агентство «Богис»; «Банан» по пьесе С. Мрожека "Вдовы", реж. Р. Козак, театр «Эрмитаж»; 1994 — «Пигмалион» Б. Шоу, реж. Г. Волчек, Театр «Современник»; 1994 - «Интимная жизнь» Н. Кауарда, реж О. Леваков, совм. постановка Театра «Бенефис» и Открытого театра, СПб; 1997 — «Вишнёвый сад» А. Чехова, совм. с П. Кирилловым, реж. Г. Волчек, худ. по кост. В. Зайцев, Театр «Современник»; 1998 — «Амфитрион» Ж. Мольера, реж. В. Мирзоев, Театр имени Е. Вахтангова; 1998 — «Горе от ума» А. Грибоедова, Театральное товарищество 814, реж. О. Меньшиков, Г. Дубовская; 1999 — «Три товарища» Э. Ремарка, костюмы, реж. Г. Волчек, худ. П. Пархоменко, Театр «Современник»; 2000 - "Маскарад" М.Ю. Лермонтова, реж. В. Шамиров, Моск. драм. театр им. К.С. Станиславского; 2001 – «Чайка» по А.П. Чехову, продюсер, костюмы, реж. А. Жолдак, худ. Кольо Карамфилов, Театр Наций; 2002 — «Имаго» М. Курочкина, костюмы, реж. Н. Чусова, худ. Ю. Купер, Антреприза П. Каплевича; 2004 — «Гроза» А. Островского, костюмы, реж. Н. Чусова, худ. А. Бродский, Театр «Современник»; 2007 — «Борис Годунов» М. Мусоргского, костюмы, реж. А. Сокуров, худ. Ю. Купер, Большой театр; 2008 — «Екатерина Великая» С. Дрезнина, костюмы, дир. Б. Нодельман, реж. Н. Чусова, худ. В. Мартиросов, Свердловский театр музыкальной комедии; 2009 - «Смешанные чувства» Р. Баэра, реж. О. Леваков, Театр им Ленсовета; 2010 — «Джентльменъ» А. Сумбатова-Южина, реж. Е. Каменькович, Театр «Современник»; 2012 – «Борис Годунов» М. Мусоргского, дир. В. Куликов, реж. Н. Чусова, Самарский театр оперы и балета; 2013 — «Игра в джин» Д. Кобурна, реж. Г. Волчек, Театр «Современник»; 2013 — «Яма» С. Дрезнина по мотивам повести А. Куприна, дир. Б. Нодельман, реж. Н. Чусова, Свердловский театр музыкальной комедии; 2014 — «Щелкунчик. Опера» П. Чайковского, И. Кадомцева, соавтор идеи, либретто, костюмы, дир. Д. Юровский, реж. А. Сигалова, худ. Н. Симонов, Театр «Новая опера»; 2015 — «Двое на качелях» У. Гибсона, костюмы совм. с Е. Теплицкой, реж. Г. Волчек, Театр «Современник»; 2017 - «Орфей & Эвридика» А. Журбина, дир. Б. Нодельман, реж. К. Стрежнев, Свердловский театр музыкальной комедии; 2017 - «…Души», карнавальная мениппея по произв. Н. В. Гоголя, костюмы, реж Ф. Малышев, худ. В. Фролов, Театр «Мастерская Петра Фоменко»; 2018 - «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, костюмы, реж. Ф. Малышев, П. Агуреева, худ. В. Фролов, Театр «Мастерская Петра Фоменко»; «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, костюмы, муз. рук. Ян Латам-Кёниг, реж. Д. Азаров, худ. А. Трегубов, театр «Новая опера»; и др.
Участвовал в оформлении Дней Русской Культуры в Таиланде, Франции, Польше. Автор русского павильона книжной ярмарки Salon du livre, Париж (2005), оформления церемонии открытия нового пространства «Ленинград Центра» (2014), декораций для шоу «Москвариум» на ВДНХ (2015), медиапроекта с картиной А. Иванова «Явление Христа народу» на выставке «ПроЯвление» (2017). Организатор и худ. рук. «Дизайн-студии П. Каплевича» (1999).
Работает также в области станковой живописи и декоративно-прикладного искусства (гобелены). Персональные выставки: галерея «Триумф», галерея Ольги Хлебниковой в ЦДХ, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства; «Проявление», Третьяковская галерея и др. Работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Театрального музея им. А. А. Бахрушина и др.
Работы в кино: "Анна Карамазофф", реж. Р. Хамдамов; "Русские горки", "Такси-блюз", «Луна-парк», реж. П. Лунгин; «Гробовщик», реж. П. Фоменко; «Лимита», «Мама», «Русский проект», реж. Д. Евстигнеев; «Трактористы», реж. бр. Алейниковы; «Дневники Красной туфельки», реж. З. Кинг, США; консультант по фантасмагории в фильме «Посвященный», реж. О. Тепцов; кастинг-директор в фильме «Обитаемый остров», реж. Ф. Бондарчук; и на телевидении (наставник участников русской версии проекта «Подиум»). В 2012 вёл курс магистратуры при Школе-Студии МХАТ.
Награды: 1993— «Хрустальная роза» Виктора Розова за спектакль «N (Нижинский)»; 1998 — «Чайка» за спектакли «Амфитрион» и «Две женщины»; 2005 — премия газеты «Московский комсомолец» за спектакль «Тартюф»; 2009 - Лауреат премии «Золотая маска» в категории «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» («Екатерина Великая», Театр муз. комедии, Екатеринбург); номинант Золотой маски (2008): работа художника по костюмам в музыкальном театре, «Борис Годунов», Большой театр, Москва; номинант Золотой маски (2019), «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург.